Обязательная маркировка табака с 01 июля 2020 года: что изменится?

В январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2019 № 620-р Правительство РФ определило оператора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - ООО «Оператор-ЦРПТ», координацию осуществляет Минпромторг России.

Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.

 Благодаря этому товар можно будет отследить в любой момент, пока он находится в обороте. Для этого создана информационная система «Честный знак».

Маркировка преследует две цели:

  1. Сделать прозрачным оборот подконтрольной продукции для предотвращения появления на рынке контрафакта.

  2. Дать возможность потребителю всегда быть уверенным в том, что он приобрел оригинальный товар.

В эксперименте приняли участие все крупные производители табачной продукции. А также были проведены совместные работы с торговыми сетями, дистрибьюторами, розничными магазинами, разработчиками ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота (ЭДО).

В список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, вошли табачные изделия.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 февраля 2019 № 224, с 1 июля 2019 года запрещено производство немаркированных сигарет и папирос, и розничная продажа маркированной продукции без передачи сведений в систему маркировки. Розничная продажа немаркированных остатков сигарет разрешена до 1 июля 2020 года.

Внедрение маркировки разделено на этапы. В первую очередь начнут маркировать сигареты и папиросы, чуть позже — прочую продукцию, например, табак для кальянов.

- с 1 марта 2019 года производители, оптовые и розничные продавцы обязаны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга (ИС мониторинга);

- с 1 июля 2019 установлено обязательство по производству и ввозу только маркированной продукции;

- с 1 июля 2019 розница обязана продавать маркированный табак, сканируя код Data Matrix на упаковке. Немаркированный табак можно продавать, как раньше;

- с 1 июля 2020 нужно принимать накладные на табак в формате универсальных передаточных документов (УПД), которые будут приходить через систему ЭДО;

- с  1 июля 2020 реализация немаркированного табака запрещена.

Для регистрации системе «Честный ЗНАК» производителю, импортеру, оптовику или магазину понадобится оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и установить соответствующее программное обеспечение.

Система присваивает каждому товару уникальный код маркировки посредством представления штрихкода DataMatrix. Это уникальный шифр, который гарантирует подлинность конкретной пачки сигарет и содержит необходимую информацию о производителе.

Производитель или импортер размещает код на упаковке товара, на товаре или на товарном ярлыке. Чтобы код маркировки попадал в чек ККТ, придется перенастроить онлайн-кассу, используемое программное обеспечение с учетом нового требования. После прошивки кассыпоявится новый тип товара — маркированный табак.

Нанесенный код должен считываться сканером продавца в момент продажи и с помощью кассовой программы переноситься автоматически в кассовый чек.

Чтобы ККТ считывала код товара, нужно приобрести и подключить специальный 2D-сканери подключиться к системе ЭДО, через нее передают документы, сопровождающие товар. Одновременно с формированием чека онлайн-касса отправляет данные о марке оператору фискальных данных (ОФД), обслуживающему ККТ.

ОФД передает данные по марке в информационную систему «Честный знак», и код маркировки выходит из оборота.

Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество товара. Прозрачность системы, упорядоченность и соответствие регламенту – главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой.

Согласно ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой административный штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя); для юридического лица – от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, все немаркированные табачные изделия будут конфискованы.

В настоящее время в информационной системе контроля и мониторинга маркированной продукции прослеживается более 6 млрд. товаров с кодом DataMatrix. До 2024 года цифровая маркировка будет проставлена на всех товарах, которые производятся в России и ввозятся на ее территорию.

 

 

 


Назад